четверг, 9 января 2014 г.

Урок понимания, принятия и сочувствия 2. Ветряная почта.

Перед прочтением сказки важно с ребенком побеседовать на тему, связанную с письмами. Ведь у ребенка почти наверняка у ребёнка ещё нет особого опыта переписки. Разве что у кого-нибудь продвинутого - обмен смс-ками.

Расскажите ребенку, например, о том, как важна для человека возможность написать тому, кто ему дорог, но находится далеко. О том, как писали письма на разных материалах: на папирусе, пергаменте, бересте, бумаге. Об электронных письмах. О том, что письма - это часть культуры общения.


Можно рассказать о людях, которые дружили, переписываясь, многие годы не встречаясь друг с другом, потому что транспорта в прежние времена было гораздо меньше. О голубиной почте. О записках, запечатанных в бутылку потерпевшими кораблекрушение и брошенных в океан.

Не стоит рассказывать долго и подробно обо всём этом, чтобы не перегрузить детей информацией настолько, что им уже будет не до сказки. Выберите тему, которая ближе вам самим - для того, чтобы вместе с детьми настроиться на эту тональность.

1. Читаем сказку. Ветряная почта.

Много друзей было у червячка Игнатия, хотя сам он так не считал. Он был уверен, что друг - это всегда кто-то совершенно особенный для тебя. Поэтому складывать друзей друг с другом и высчитывать сумму было бы очень странно. Это же не огурцы и не яблоки.

Но вот однажды червячок Игнатий забеспокоился, что на свете могут жить и вовсе одинокие существа. У которых нет даже одного-единственного друга. Стоило представить такую жизнь - и червячку становилось не по себе.

Так уж он был устроен, червячок Игнатий, что не мог долго ПЕРЕЖИВАТЬ и не попробовать что-нибудь СДЕЛАТЬ. Поэтому он взял берёзовый листок и написал на нём такое письмо:

«Дорогой друг!
Не думай, пожалуйста, что надо быть одиноким. Я, например, очень беспокоюсь за тебя. Если у тебя нет друзей, напиши мне. Как ты живёшь? Чем интересуешься? Вполне может быть, что друг у тебя появится.
С уважением, червячок Игнатий».

После этого он выбрался из норки и пустил листик по ветру. Ветерок сразу понял, в чём дело, поднял листик в воздух и понёс куда-то далеко-далеко.
Но ведь одиноких могло оказаться немало! И червячок Игнатий написал много-много таких писем. А ветер усердно разносил их в разные стороны.

Прошло несколько дней, и к норке червячка Игнатия стали отовсюду прилетать письма. На осиновых листках и рябиновых, на листочках акации и шиповника, попадались даже на цветочных лепестках (разумеется, хорошо высушенных и прочных). Вполне можно было собирать гербарий.

Нет, червячку Игнатию было не до гербария! Ведь надо было каждому ответить.
Сначала он всем отвечал сам, но потом писем стало слишком много. И червячок, ответив на несколько самых неотложных писем, раскладывал остальные по стопочкам. В каждой стопочке были письма со своими особенностями. Червячок Игнатий раздавал эти стопочки друзьям.

Самые весёлые письма доставались... Догадайтесь кому? Конечно, божьей коровке Пятнашке.
- Замечательная игра: отвечать на письма! - радовалась она.
Самые рассудительные письма червячок Игнатий отдавал жуку Дормидонту.
- Неправильно, чтобы тот, кто умеет соображать, оставался одиноким, - считал жук. - Я каждому подробно объясняю все шаги к решению этой проблемы.

Письма от тех, кто интересовался художественным вязанием и другими похожими ремёслами, забирал паук Пафнутий. В его большой семье быстро находили, кто ответит на то письмо, а кто на это.

У паука Пафнутия на этот счёт было собственное мнение:
- Когда один другому рассказывает про то, как плести узелки, тут-то и может завязаться дружба.
Кузнечик Кузя отвечал любителям спорта.
- Нельзя же прыгать весь день, - признавался он. - Хочется время от времени обсудить с кем-нибудь, как это интересно: прыгать.

Улитка Ульяна переписывалась с теми, кто был очень замкнут.
- Уж я-то знаю, каково это: сидеть в своей раковине и не высовываться, - говорила она за чаем, когда они обсуждали своё новое общее занятие.

А муравей Моня забирал в свой муравейник письма от тех, кто жил в других муравейниках, в ульях и во всяких таких коллективах. Оказывается, там тоже очень много одиноких.

Немало их нашлось и у самого Мони, в его муравейнике. Им-то Моня и поручал отвечать на письма. Когда чья-то переписка успешно налаживалась, он приходил к червячку Игнатию и рассказывал, что на два одиночества в мире стало меньше.

Даже гриб Глеб получал свою порцию переписки. Ему доставались домоседы - те, кто не любил перебегать понапрасну с места на место и думал, что из-за этого одиночество неизбежно. Сам гриб Глеб был связан через матушку-грибницу со всей земной природой и, хотя не сдвигался с места, одиноким не чувствовал себя никогда.

И с удовольствием рассказывал про это тем, с кем переписывался. Его новые друзья были очень рады его письмам. Ведь переписка становилась для каждого такой же ниточкой, соединяющей с миром, как и незаметные снаружи нити, соединяющие гриба Глеба с его матушкой-грибницей.

Писем, которые усердно приносил ветер, становилось всё больше. На ответы уходило немало времени, но червячок Игнатий был очень доволен.
- Чем больше писем, - говорил он друзьям, - тем меньше одиночества. Разве не так?

Даже когда наступала осень, и всё больше появлялось тех, кто чувствует себя одиноким (так всегда бывает осенью, с приближением зимы), когда всё больше и больше листьев ветер носил туда и сюда, никто не унывал и не прекращал переписку.

«Чем больше писем, - повторяли за червячком Игнатием его друзья, - тем меньше одиночества».

2. Размышление о прочитанном: "Письмо - страничка неравнодушия".

После того, как вы прочитали сказку, поговорите с ребенком о том, что в наши времена, когда писем пишут всё меньше, первое важное свойство письма состоит в том, что мы не поленились его написать кому-то. Проявили свою заинтересованность в адресате.

Письмо особенно ценно для тех, кто застенчив в прямом общении, кому трудно сделать первый шаг навстречу непосредственно. У детей это случается особенно часто.

Пользуясь сказкой, можно поиграть «в почту» всей семьей: выбрать почтальона, который будет разносить письма-записочки. Каждый может написать другому «письмо», состоящее из нескольких слов или даже в виде рисунка. Можно указывать адресатов по имени или пусть каждый выберет себе игровое имя («ник», как в Интернете).

После того, как вы наигрались, можно напомнить ребенку сказку, которую вы ему прочитали и задать по ней вопросы.

Возможные вопросы
·         Приходилось ли тебе считать, сколько у тебя друзей?
·         Кому червячок Игнатий написал письмо?
·         Почему ему стало приходить так много писем в ответ? Почему на одно и то же письмо, которое написал червячок Игнатий, приходили совсем разные письма?
·         На какие письма взялся бы отвечать ты сам, если бы оказался среди друзей червячка Игнатия?
·         Почему друзья червячка Игнатия не переписывались с ним и друг с другом?
·         Как можно быть одиноким в муравейнике? Почему чем больше писем, тем меньше одиночества? Как ты думаешь, прекращалась ли переписка зимой?
·         Получал ли ты когда-нибудь письма? Что ты при этом чувствовал? Нравилось ли тебе это? А хотел бы ты и в будущем получать письма?
·         А что стоит делать для того, чтобы тебя писали письма, как ты считаешь?

3. Творческое задание.

"Зимнее письмо". Сначала нужно изготовить праздничный зимний лист для письма, а затем и написать само письмо тому, кому ребенок пожелает из своих друзей или родственников. После этого, нужно вручить письмо адресату или отправить его по почте.

Для этой работы вам могут понадобиться различные материалы: лист бумаги, краски, цветные карандаши, наклейки со снежинками или елочками, подарками, цветная бумага для аппликаций, фломастеры, клей, ножницы и т.д.

Лист можно изготовить разным способом, например:
-  сделать зимнюю аппликацию внизу и сверху листа или по его бокам;
- можно при помощи наклеек создать нужный орнамент;
- можно разбрызгать краску по листу и дать ему высохнуть, а затем сверху наклеить наклейки или вырезанные из белых салфеток или серебристой цветной бумаги небольшие снежинки;
- можно растереть кусочком бумаги пастельные мелки по листу, а сверху что-то нарисовать или наклеить;
-  можно просто нарисовать на листе все, что захочется и как захочется и чем захочется.

Перед тем, как преступить к работе, обсудите с ребенком то, кому бы он хотел написать письмо, как и из чего хотел бы изготовить праздничный лист, какие использовать для этого цвета, наклейки, рисунки, как их расположить на листе и т.д.

Ребенку обязательно понадобиться ваша помощь в этой работе, окажите ее ему. Но помните, важно предлагать, советовать и поддерживать, а не настоятельно рекомендовать что-то к выполнению.

После того, как ребенок изготовит такой лист, обратите внимание, не устал ли он. Если ребенок устал, то следует прерваться, дать ребенку отдохнуть, поиграть, и на следующий день приступить к написанию письма тому, кому он пожелает.

Не беда, что задумка была у него вначале написать письмо дедушке, а в момент, когда он сядет писать письмо,  захочет написать его кому-то другому. Главное, пусть он напишет письмо и доставит его адресату возможным для этого способом.




P.S. Вы можете подписаться на "Уроки понимания, принятия и сочувствия" и получить все уроки себе в почтовый ящик.

Подписаться на "Уроки понимания, принятия и сочувствия"



Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Комментариев нет:

Отправить комментарий