Сегодня
я хочу поговорить с вами, уважаемые родители, о том, как не лишая
ребенка активности и инициативности, возможно научить его думать самостоятельно,
сохранив при этом с ним добрые отношения.
Мы,
взрослые, знаем многое, многое умеем делать, всему этому можем научить ребенка
и это отлично! Но, как я всегда говорю, нужно сохранять баланс между
инициативностью родителей и активностью самого ребенка.
В
последнее время сформировалось у родителей стойкое представление о том, что с
ребенком надо заниматься неусыпно, постоянно и все свободное время делать так,
чтоб дитя не скучало.
Родители постоянно предлагают ребенку то одно занятие, то
другое, то предлагают поиграть, то порисовать, попрыгать или попеть. И вроде
бы, благородное это занятие - сразу
предложить интересную игру, когда бедное дитя мается от скуки, не так ли? Но
только ребенок в таком случае перестает думать и решать, перестает выбирать.
Он
становиться безынициативным, скучающим и ждущим, что сейчас придут и его
развлекут. Ну, зачем самому-то напрягаться,
когда мамочка с папочкой все устроят!
С
течением времени, при таком поведении родителей, ребенок просто-напросто
становится ленивым, безынициативным, а потом родители удивляются тому, что же
такое с их ребенком творится, в кого он такой? Все это с ребенком делают сами
родители, нередко не подозревая о плачевных последствиях благих начинаний. И
потом плачут горькими слезами, когда их ребенок просто лежит на диване, не зная
чем себя занять или ходит по пятам на ними с жалобными возгласами: «Мне ску-чно-о-о-о-о-о».
И тогда встает разумный вопрос, что же с этим дальше делать?
Одни
родители начинают свое чадо стращать и всеми правдами и неправдами пытаться
заставить его что-то делать; раздражаются, ругаются и, устав находиться в
постоянной борьбе с ребенком, могут просто бросить это нелегкое дело –
перевоспитание – одним словом - сдаться.
Другие
могут все это оставить как есть. А есть и такие родители, которые понимают, что самостоятельно справиться не в
силах и обращаются к специалистам, чтобы
«исправили» их чадо или помогли им его перевоспитать.
Но
ведь этого могло бы и не случиться, если бы мы – взрослые, относились к
воспитанию более ответственно.
Мы
привыкли считать, что мы знаем ВСЕ и только нам решать, что нужно детям, а что
нет. Любим мы делать для них КАК ЛУЧШЕ, только как мы можем с уверенностью
сказать, что это, действительно так?
Мы же не спрашиваем ребенка, а нужна ли
ему наша помощь и вмешательство, нужны ли ему наши поучения (ох, любим мы это
дело – поучать!), особенно когда видим, что ребенок что-то делает НЕПРАВИЛЬНО
или НЕ ТАК КАК НАДО! В такие моменты бывает очень сложно сдержаться, чтобы не
начать все исправлять и делать правильно, не правда ли? И в этом случае нередко
приходится набираться терпения и проявить выдержку.
Приведу
пример, как-то у нас в центре на групповых занятиях дети играли в ресторан, и
один за другим начали приносить мне подносы с различными блюдами.
Одна девочка,
принесла свой поднос, на нем стояла самая
различная посуда. В одной из глубоких тарелках, по ее словам, лежала пицца. «В
такой посуде пиццу не подают» - сразу пронеслось в моей голове. Да, можно было,
конечно, сразу об этом сказать ребенку, поправив его, но я сделала наоборот.
Первым делом, я поблагодарила ее за чудесные блюда, которые она приготовила и
принесла мне, а потом мы с ней просто поговорили о том, была ли она
когда-нибудь в пиццерии и в какой посуде подавали те или иные блюда. В
следующий раз она нашла подходящую тарелочку для пиццы, в которой и принесла
мне на пробу очередной свой кулинарный шедевр.
В
подобной ситуации главное не начать сразу поучать и поправлять ребенка, а стоит
вместе по рассуждать на данную тему. Главное - не торопитесь сразу давать
готовый ответ, пусть ребенок найдет решение сам или с вашей помощью. Таким образом,
вы помогаете ребенку учиться думать и находить ответы, даете ему пищу для
размышлений, поощряете его активность и инициативность.
Поэтому,
когда ваш малыш в очередной раз скажет вам, что не знает, что ему делать.
Просто посоветуйте ему вспомнить про те игрушки, игры, карандаши и фломастеры,
что у него есть. Посоветуйте ему самостоятельно выбрать то, чем он будет
заниматься, выбрать по своему желанию, а не по вашему велению. Дайте шанс
ребенку понять, так что же хочет лично он и заняться именно этим.
Конечно,
ребенок может сказать, что без вас ему скучно и ничего не получается. Ответьте
ему, что будите заняты в ближайший час и у него есть выбор либо ждать вас, либо
начать самому. Пусть выбирает скучать ли ему, ожидая вас, или все же приступить
к игре. Просто не бегите по первому зову спасать ребенка от скуки, дайте ему
возможность проявить инициативу и найти себе занятие. Он с этим обязательно
справиться, может быть не сразу, через какое-то время, но справиться .
Важно
помнить, что наша родительская задача состоит в том, что бы научить ребенка
всему тому, что ему наверняка пригодится в жизни, тому, что поможет стать
успешным, а не подстилать соломку и при любом удобном случае делать так, чтобы
ребенок не напрягался. Важно ребенка научить думать самостоятельно, рассуждать,
не бояться трудностей, и не ждать готового ответа или решения со стороны, уметь
преодолевать препятствия, упорно достигать намеченного.
Пячките Дарья Викторовна
http://raduga-art.blogspot.ru/2016/05/blog-post_31.html
Предыдущие статьи на эту тему:
Сила слова
Запрещаем с умом
Любовь по правилам и без.
http://raduga-art.blogspot.ru/2016/05/blog-post_31.html
Предыдущие статьи на эту тему:
Сила слова
Запрещаем с умом
Любовь по правилам и без.
Комментариев нет:
Отправить комментарий