четверг, 28 апреля 2016 г.

Два дерева

Передо мной лежат два рисунка. Их выполнила одна моя клиентка с интервалом в 15 лет. Последний рисунок с деревом на краю поля она сделала 4 года назад, а первый рисунок с иссушенным деревом, удерживающим ветвями раскаленную звезду,  она выполнила на одной из первых арт-терапевтических сессий примерно 19 лет назад.

Нет, все эти 19 лет она не является моей постоянной клиенткой, наше тесное сотрудничество прекратилось достаточно давно, мы теперь встречаемся крайне редко, примерно раз в несколько лет.

Тогда 19 лет назад ко мне в кабинет впорхнула как испуганный воробушек молодая женщина, выглядевшая скорее совсем юной девушкой. Она была напряжена, растеряна. Нелегкие раздумья оставили след на ее лице. Глаза были наполнены болью невыплаканных слез и разочарованием. Однако, в ней совсем не было безысходности или уныния, разве что печальная растерянность сквозила в каждом ее жесте и взгляде.

Она рассказала мне, что как и многие в то время, осталась без любимой работы, квартиры, им с мужем пришлось переехать в другой регион, в маленький город, где ее специальность никому была не нужна. Кроме всего этого, возник кризис в отношениях с супругом. Отношения с матерью зашли в тупик. А отношения с любимой и единственной подругой причиняли боль и страдания. В общем, куда не кинь, всюду  -клин!

Да, она понимала на тот момент и принимала, что внесла свою лепту во все эти «вдруг образовавшиеся» сложности. Была готова признать и принять свои ошибки, но как их обнаружить, что с ними делать потом, в какую сторону меняться – этого она не знала и не понимала. 

Ей очень хотелось побыстрее выйти из этого такого тревожного и болезненного периода жизни. Но вот куда выйти и к чему, она не знала. Да, она устала от страданий и внутренней жгучей боли и жаждала от них освободиться, но что было нужно для этого сделать – она не понимала. А посему, подобно слепому котенку, и тыкалась во все протянутые руки в поисках поддержки и выхода.

К тому моменту у кого она только не была, каких только учителей и адептов не посетила, ходила к разного рода лекарям и целителям, но легче ей от этого не становилось, разве путаница в ее голове стала еще большей и туману прибавилось. 

Однако, встретился на ее жизненном пути один умудренный жизнью священник, выслушал ее внимательно, много что разъяснил и посоветовал обратиться к психологу с ее проблемами. Ибо, как он разъяснил ей, все ее проблемы происходят от того, что искривлена и больна ее душа, а лечат душу специалисты – психологи, т.к. «психология - это наука о движении души». Вот таким вот непростым путем и пришла ко мне эта клиентка.

Как я уже писала выше, на одной из первых арт-терапевтических сессий она выполнила данную работу – дерево в пустыне. Нарисовав этот рисунок, она написала к нему стихотворение, которое было мной утеряно, но я запомнила последние строчки из него: «А мне бы хотя бы воды глоток, а ей - пространства и власти». 

Себя клиентка ассоциировала с этим деревом, пытающимся выбить цвет в испепеляющем зное пустыни. А в звезде она видела свою подругу, к которой была очень привязана и которую считала своей единственной поддержкой на тот момент. Вот только их отношения ставили в тупик мою клиентку, ибо они причиняли ей боль и страдание, выбивали последнюю почву из под ног. 

Ей казалось, что именно она виновата в том, что подруга ведет себя по отношению к ней очень резко и безжалостно. Клиентка понимала, что и в этих отношениях наметился некий разлад и разрыв, как впрочем, и в других областях ее жизни. Она считала, что эти отношения на данном периоде очень хорошо символизируют все ее проблемы, возникшие как бы в одночасье и ниоткуда. Она осознавала, что судорожно цепляется за прошлое, что приводит к еще большим страданиям и неразберихе.

Вот такой я ее встретила почти 20 лет назад. Ко всему, женщина оказалась смелой и решительной, она сказала, что настрадалась достаточно и готова приступать к лечению своей искривленной души.

Сказано – сделано! Она стала посещать не только личные консультации, но и групповые занятия. Через какое-то время ее муж пришел к нам на групповые занятия (конечно же, совсем в другую группу!). Свой приход он объяснил тем, что увидел перемены в своей жене, которые способствовали обновлению их отношений и решил тоже попробовать заняться саморазвитием.

В итоге, брак моей клиентки стал крепче, ее отношения с мужем стали более гармоничными. Она нашла себя в новой профессии, организовала свой небольшой семейный бизнес, который с успехом процветает и сейчас. Она смогла разобраться со своими обидами, злостью и растерянностью, научилась прощать, научилась сохранять внутри себя равновесное состояние, научилась строить взаимоотношения с близкими по-доброму и уважительно, отказалась от внутренних ожиданий и настроя «чтоб было по-моему и больше никак». 

В общем, она оказалась в состоянии произвести не только ревизию своей личности, привычек и взаимоотношений, но и оказалась способной скорректировать внутри себя все то, что причиняло ей боль и страдания.

Со временем наши встречи потеряли свою актуальность и мы дружески с ней попрощались. Однако, раз в несколько лет клиентка мне звонит и назначает встречи по тем или иным вопросам. Года четыре назад она пришла на встречу с рисунком и сказкой к нему. 

Она объяснила это тем, что решила исследовать свои нынешние отношения со своей подругой. Мы сравнили эти две работы, такие разные и порадовались вместе тому, как эта смелая и решительная женщина отважилась на такие вот перемены в своей жизни, на перестройку своей души, на реконструкцию себя! И вполне удачно!

Ниже я привожу ее сказку, написанную ко второму рисунку. Я думаю, что она является достаточным свидетельством положительных перемен, к которым пришла моя клиентка.

То, что рассказало мне Дерево.

Я живу на далекой планете, моя жизнь очень менялась, как и пейзаж вокруг меня. Я
помню когда я росло в знойной, раскаленной пустыне и каждая секунда моей жизни была связана с борьбой за выживание. Но я очень хотело жить! 

И я помнило, что так в моей жизни было не всегда, были и очень благодатные моменты и очень плодородная почва под моими корнями, влажная и приятная. Но как-то так произошло, что все это превратилось, со временем, в выжженную и безжизненную пустыню. Но над пустыней сияла огромная, горячая звезда, приковывая мой к ней взгляд.

Шло время, и пейзаж поменялся: пустыня отступила и появилась равнина, на место зною пришел холод, все вокруг покрыл снег, но так тоже стало не сразу. Сначала, по мере того, как отступала пустыня, почва под моими корнями становилась все плодороднее, хоть и тонкий это был слой, но питал гораздо лучше, появились дождики, начал дуть прохладный ветер, и я видело, как постепенно пустыня превращается в долину, готовую цвести. А затем климат резко изменился и я оказалось погруженным в спячку, окутанное глубоким снежным покрывалом. Была долгая зима. Но и она закончилась.

А сейчас я расту посредине долины, сейчас июль месяц, в моих ветвях созревают, скрытые густой листвой, маленькие завязи плодов, похожих на груши. Зрелыми они станут лишь только к началу октября. А сейчас, я их питаю и взращиваю.
  
Я расту недалеко от проселочной дороги, по которой постоянно идут путники, проходят караваны. Рядом с дорогой есть небольшой родник, поэтому мне повезло – люди любят отдыхать в моей тени, испив прохладной воды из родника. А я слушаю их разговоры и начинаю понимать, так почему же все так вокруг меняется время от времени.

С другой стороны от меня простирается огромное пшеничное поле. Крестьяне часто устраивают под моей кроной свой полуденный отдых, и я с радостью дарю этим труженикам тень и прохладу.

А в небесах парит птица, которая свила в моих ветвях гнездо, совершенно незаметное для окружающих и я его скрываю от прохожих и тех, кто отдыхает в моей тени. Мы дружим с этой птицей. Она много чего знает, много чего мне рассказывает. Раньше она жила рядом с обсерваторией и дружила со старым астрономом и поэтому поведала мне много  чего.

Из общения с птицей я поняло, что наша планета имеет очень вытянутую траекторию движения вокруг своего Солнца. И когда планета очень удаляется от него, то наступает период Зимней стужи, который может длится от года и более. Но затем, постепенно климат меняется, становится теплее, так как планета вновь располагается ближе к нашему Солнцу. 

Так происходит еще и потому, что планета имеет очень нестабильную орбиту и все пытается стать астероидом, сорваться и улететь в далекий космос, но в последний момент передумывает, откладывает это путешествие. Видимо, это ее мечта – путешествие в затерянные миры, но у нее есть некая ответственность перед теми, кто живет на ней и она это помнит, потому еще и не сорвалась с орбиты.

А еще птица мне рассказала, что иногда наша планета очень близко подходит к некой Раскаленной Звезде, которую я очень хорошо помню, и тогда, возможно, что в некоторых областях меняется на планете климат, но это и совсем не обязательно. Климат на планете может меняться и значительно из-за деятельности людей, живущих на ней. Птица мне поведала, что астроном считает, что раскаленная звезда здесь совсем непричем, а все дело в самих людях и нас, обитателях нашей планеты.

Птица мне показала ночью свет от Раскаленной Звезды, который сейчас можно наблюдать на небосклоне как маленькую оранжевую точку с неярким, пульсирующим свечением. Это потому, что мы сейчас очень далеко от нее, очень-очень! Я каждую ночь всматриваюсь в темное покрывало неба, с желанием увидеть эту Звезду, но не всегда мне это удается. Иногда тучи закрывают все небо, иногда она прячется в тени других светил…

Но пусть орбита моей планеты очень вытянутая и нестабильная, однако, мне кажется, когда-то наступит тот момент, что моя планета и Раскаленная Звезда вновь приблизятся друг к другу, и я вновь буду наблюдать ее во всей ее красоте и величии.

А сейчас я просто живу и радуюсь теплому июльскому дню, солнцу, птицам и путникам, взращиваю и питаю свои плоды, в надежде, что они утолят голод окрестных птиц, животных и прохожих.

Автор: психолог Гутярь Светлана Владимировна



Комментариев нет:

Отправить комментарий